(НЕ)СТРАШНЫЕ ИСТОРИИ ДЛЯ РАССКАЗА В ТЕМНОТЕ
Начнем с того, что основой для фильма послужила одноименная детская книга Элвина Шварца. Сами по себе страшилки в ней не очень-то пугают, эту работу за них выполняют иллюстрации:
Казалось бы, настоящий кладезь сюжетов, с которым можно накрутить лихих историй, отсылающих к детским страшилкам, адаптировать их к реалиям конца 60-х годов в маленьком городке Мил Вэлли, и снять что-то среднее между "Боишься ли ты темноты" и кинговским "Оно", но... Что-то пошло не так. То ли Гильермо Дель Торо, занявшему продюсерское кресло, не хватило денег, то ли режиссеру Андре Эвредалу не хватило фантазии. Получился средний стерильный ужастик, где пугают изрядно поднадоевшими скримерами в духе "и тут его кто-то схватил под кроватью". Да ладно, ребята, и это все, что вы смогли выжать из книги со страшилками?
Но обо всем по порядку. Лично мне впечатление от просмотра фильма испортили 5 факторов. Такие себе 5 факторов всратости:
1. Неинтересные раздражающие герои.
Главных действующих лиц у нас 4,5. И все они банальны до боли, без каких-либо личностных качеств или особенностей. В течение всего фильма мы о них не узнаем ровным счетом ничего, ну да и слава богу. Единственной бэкстори располагает главная героиня - много лет назад их с отцом покинула мать, и почему-то весь город решил, что виновата в решении взрослой женщины девочка. Очень странный вывод даже для сонной провинции, который в дальнейшем никак не повлияет на сюжет и не будет раскрыт. Драма ради драмы.
Герои: ботанша - не очень умная и склонная впадать в отчаяние по любому поводу хикка-гика, мистер "не хочу во Вьетнам, у меня так брат умер" - новенький парень в городе, который прячется от повестки и моментально влюбляется в ботаншу, два друга Биба и Боба - приятели ботанши, сестра Бибы - стереотипная глупышка-блондинка, которая боится всего. Команда по спасению мира сформирована.
За героическими метаниями этого балагана наблюдать скучно, потому что поступки они совершают настолько предсказуемые, что можно опрокидывать по стопарику за каждый тупняк.
2. Ружье, которое не выстрелит.
На деле тут не ружье, а целый арсенал оружия. В фильме гора каких-то ненужных побочных сюжетов и завязок, которые не приводят чуть более чем ни к чему.
- вот мы видим, как ботанша роняет слезу при упоминании беглой мамки;
- вот Боба и сестра Бибы проявляют внезапную симпатию друг к другу;
- вот мальчик-беглец рассказывает нам историю о своем погибшем во Вьетнаме брате;
- вот мы узнаем, что антогонисты (местная шпана) решают ехать во Вьетнам повоевать;
- вот мы находим таинственную музыкальную шкатулку в доме пожилой прислуги и...
Ничего. Сюжет скачет дальше, положив болтянский на все ружья.
3. Скучная центральная история.
И снова в центре сюжета большой злой дом с привидениями, где много-много лет назад жила страшная семья, которая истязала несчастную изувеченную девочку-альбиноса. В итоге девочка стала злой и научилась писать истории, которые воплощаются в жизнь сами собой. И даже после смерти ярость, которую она испытала, создала прокля... Погодите, кажется, все это мы уже слышали как минимум здесь, здесь и здесь?
4. Оторванные от сюжета страшилки.
Сначала фильм дает нам надежду, что каждая история призрака девушки, живущего в доме, написана на основании ее собственных страхов. В духе, она так боялась своей семьи, что они для нее превратились в монстров? А-ля старый добрый Сайлент Хилл с его искажением реальности. Но по ходу дела на этот намек тоже забивают - и начинается трэш, угар и всратая компьютерная графика.
При этом все страшные монстры совершенно не страшные, даже комичные из-за своей стерильности - не надейтесь увидеть какую-то жесть, даже расчлененный мужик здесь выглядит как дешевый муляж из хэллоуинской лавки ужасов. Атмосферы и нагнетения попросту нет.
Завязка большинства страшилок выглядит примерно так: а мне тут приснился страшный сон, наверное об этом уже написал призрак в своей книге и скоро он сбудется. Сон даже не визуализируют, настолько режиссеру насрать, а просто пересказывают.
5. Абсурдность происходящего.
Можете сказать, что я совсем уже охуел и от фильма ужасов жду логично выстроенного сюжета и структуры, но да. Именно этого я и жду от любого хорошего произведения в любом жанре. Тем более не от какого-то новичка, а от Гильермо Дель Торо. После его "Приюта" вот такое выдавать на гора - стыдно просто.
В поступки героев не верится (ну серьезно, кто в 16-17 лет будет от злого монстра прятаться дома под кроватью?!), их мотивация хромает, на обе ноги, поэтому они то безумно смелые, то ссутся три шага по обычной больнице сделать. Концовка открытая, хотя вроде как сиквел тут вообще не нужен.
И главный вопрос, который остается после фильма, - для кого он снят? Детям лет 8 вид расчлененного трупа вроде как рано демонстрировать, а подростки и взрослые слишком искушенные, чтобы заинтересоваться событиями и героями.
Короче говоря, общая оценка фильма: 3 Гарольда из 5
P. S.
У меня сердечко замерло сильнее не от монстров из городских легенд, а когда хулиган курочку пнул. У сюка!
P. P. S.
А еще там Боба жрал печенку прямо из кастрюли, а ведь печенюшка так прокиснет. Говно собачье, правильно, что тебя замочили!